Первая Доставка. Лента новостей

Государственная регистрация электросамокатов в Беларуси: будет ли обязательной?

Государственная регистрация электросамокатов в Беларуси: будет ли обязательной?

После подписания нового указа №295, регулирующего движение электросамокатов, моноколес и других средств персональной мобильности (СПМ), среди граждан возник резонный вопрос: будет ли введена обязательная регистрация таких устройств в Беларуси? Разбираемся, что уже известно, что говорит ГАИ и к чему нужно готовиться владельцам.

Что изменилось с подписанием указа №295

5 августа 2025 года Президент Беларуси подписал указ, который вносит важные изменения в Правила дорожного движения в части использования электросамокатов, сегвеев, моноколес и прочих подобных средств.

Основные положения указа:

  • К персональным мобильным устройствам отнесены все средства с электродвигателем и максимальной скоростью до 25 км/ч;
  • На велодорожках разрешено движение со скоростью не более 25 км/ч;
  • На тротуарах — не более 10 км/ч;
  • Запрещено ездить по тротуарам на устройствах массой более 35 кг.

Эти изменения вступают в силу с 1 сентября 2025 года и касаются как частных владельцев, так и сервисов аренды самокатов.

Что с регистрацией: нужен ли номер на электросамокат?

На пресс-конференции начальник главного управления ГАИ МВД Беларуси Виктор Ротченков прокомментировал этот вопрос. По его словам, на текущий момент ввод госрегистрации не рассматривается как актуальный шаг. Однако в будущем ситуация может измениться.

Если число электросамокатов, моноколес и других СПМ продолжит стремительно расти, а интенсивность их движения повысится, ГАИ может вернуться к рассмотрению вопроса о регистрации или введении специальных идентификаторов — например, номерных знаков, наклеек, QR-кодов и т. д.

Почему это важно и как может повлиять на рынок

На сегодняшний день рынок электросамокатов в Беларуси активно развивается. Во многих городах работают сервисы шеринга, а число частных владельцев стремительно растёт. При этом фиксируются инциденты, связанные с превышением скорости, нарушениями при движении по пешеходным зонам, а также конфликты с пешеходами.

Регистрация, по мнению экспертов, может дать:

  • идентификацию владельцев при ДТП и нарушениях,
  • возможность для страховки,
  • дополнительный контроль со стороны ГАИ,
  • возможность регулировать движение в зонах с высокой плотностью пешеходов.

Однако с другой стороны, это создаст дополнительную нагрузку на владельцев и сервисы, потребует инфраструктурных и законодательных изменений.

Что делать сейчас владельцам электросамокатов

  • Следите за изменениями в ПДД и нормативных актах;
  • Соблюдайте ограничения по скорости: не более 10 км/ч на тротуарах и 25 км/ч на велодорожках;
  • Если ваш самокат весит более 35 кг — не ездите на нём по тротуарам;
  • Будьте внимательны к пешеходам, особенно в узких зонах;
  • Используйте шлем и средства защиты — безопасность прежде всего.

Выводы

На данный момент регистрация электросамокатов в Беларуси не обязательна. Однако ситуация может измениться, если количество подобных устройств будет расти. Госавтоинспекция следит за динамикой и готова реагировать при необходимости.

Пока же всем владельцам и арендаторам персонального транспорта стоит привыкать к новым правилам движения — они направлены на снижение аварийности и повышение безопасности на улицах белорусских городов.