Государственная регистрация электросамокатов в Беларуси: будет ли обязательной?
После подписания нового указа №295, регулирующего движение электросамокатов, моноколес и других средств персональной мобильности (СПМ), среди граждан возник резонный вопрос: будет ли введена обязательная регистрация таких устройств в Беларуси? Разбираемся, что уже известно, что говорит ГАИ и к чему нужно готовиться владельцам.
Что изменилось с подписанием указа №295
5 августа 2025 года Президент Беларуси подписал указ, который вносит важные изменения в Правила дорожного движения в части использования электросамокатов, сегвеев, моноколес и прочих подобных средств.
Основные положения указа:
- К персональным мобильным устройствам отнесены все средства с электродвигателем и максимальной скоростью до 25 км/ч;
- На велодорожках разрешено движение со скоростью не более 25 км/ч;
- На тротуарах — не более 10 км/ч;
- Запрещено ездить по тротуарам на устройствах массой более 35 кг.
Эти изменения вступают в силу с 1 сентября 2025 года и касаются как частных владельцев, так и сервисов аренды самокатов.
Что с регистрацией: нужен ли номер на электросамокат?
На пресс-конференции начальник главного управления ГАИ МВД Беларуси Виктор Ротченков прокомментировал этот вопрос. По его словам, на текущий момент ввод госрегистрации не рассматривается как актуальный шаг. Однако в будущем ситуация может измениться.
Если число электросамокатов, моноколес и других СПМ продолжит стремительно расти, а интенсивность их движения повысится, ГАИ может вернуться к рассмотрению вопроса о регистрации или введении специальных идентификаторов — например, номерных знаков, наклеек, QR-кодов и т. д.
Почему это важно и как может повлиять на рынок
На сегодняшний день рынок электросамокатов в Беларуси активно развивается. Во многих городах работают сервисы шеринга, а число частных владельцев стремительно растёт. При этом фиксируются инциденты, связанные с превышением скорости, нарушениями при движении по пешеходным зонам, а также конфликты с пешеходами.
Регистрация, по мнению экспертов, может дать:
- идентификацию владельцев при ДТП и нарушениях,
- возможность для страховки,
- дополнительный контроль со стороны ГАИ,
- возможность регулировать движение в зонах с высокой плотностью пешеходов.
Однако с другой стороны, это создаст дополнительную нагрузку на владельцев и сервисы, потребует инфраструктурных и законодательных изменений.
Что делать сейчас владельцам электросамокатов
- Следите за изменениями в ПДД и нормативных актах;
- Соблюдайте ограничения по скорости: не более 10 км/ч на тротуарах и 25 км/ч на велодорожках;
- Если ваш самокат весит более 35 кг — не ездите на нём по тротуарам;
- Будьте внимательны к пешеходам, особенно в узких зонах;
- Используйте шлем и средства защиты — безопасность прежде всего.
Выводы
На данный момент регистрация электросамокатов в Беларуси не обязательна. Однако ситуация может измениться, если количество подобных устройств будет расти. Госавтоинспекция следит за динамикой и готова реагировать при необходимости.
Пока же всем владельцам и арендаторам персонального транспорта стоит привыкать к новым правилам движения — они направлены на снижение аварийности и повышение безопасности на улицах белорусских городов.